Происхождение Русских. Часть 2

 

Балтийские Славяне

В 5-6 веке н.э. на сцену истории выходят :

а) южно-европейские славяне (потомки склавинов — Славянские князья, их вожди и военачальники названы рядом византийских источников. Известны имена вождей Ардагаста, Пирагоста, князя Даврита, князя Лавриты, посла Мезамира и брата его Калагаста, князя Акамира.)

б) балтийские славяне (в том числе потомки вандалов и южных антов, осевшие в Северной Европе  — полабские племена славян ободритов (бодричей), заселившие земли южного побережья Балтийского Моря, начиная с последнего короля вандалов Радегаста, ставшего первым князем ободритов )

В VII—XII вв. союз ободритов представлял собой конфедерацию, возглавлявшуюся племенем бодричей (ререгов)

Согласно «Баварскому географу» сер. IX в., племенной союз ободритов состоял из четырех союзных племен: собственно бодричей (ререгов) , вагров (нем. vagri), полабов (лат. polabi) и варнов (нем. warnower)[3].

Столица бодричей Велиград (Wiligrad), в конце X в. захваченная немецкими завоевателями и переименованная в Мекленбург (Michelenburg), упоминается под 965 годом в сочинении арабского автора Ибрагима ибн Якуба. По описанию современников, Велиград (лат. Magnopolis) имел окружность около 20 вёрст и поэтому был защищен не стеной, а тремя замками, два из которых были расположены в крайних точках города, тогда как третий служил резиденцией великих князей ободритов.

Позже резиденцией ободритской династии Наконидов являлась пограничная крепость Любице (Любек).

Столицей племени вагров являлся Старигард, после завоевания переименованный в Ольденбург,  столицей полабов— Ратибор (Ратценбург).

Прочими конфедератами в разные времена являлись: глиняне, смолинцы, древане, руяне (руги, русь) и др.

Важные населённые пункты: Илово (к северовостоку от Висмара), Зверин, Добин (у берега Висмарского залива на берегу Зверинского озера) , позже Росток, Берлин (логово Бера -медведя) , Лейпциг (Липск), Люблин и т.д.

Родственными им также являлись племена поморян , (из которых произошли и вандалы) проживавшие по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы, до реки Нотечи на юге.

Особо в истории выделились топонимы ободритов — именем вагры (варяги) и руяне (руги, русь).

Ободриты — Вагры (Варяги)

Князья Ободритов : https://ru.wikipedia.org/wiki/Князья_ободритов

Первый князь Ободритов, Согласно Самуэлю Бухгольцу, был последним королём Вандалов — Радегаст (Радагаст), король до 664 г., основатель династии правителей ободритов. В таком случае (по вандальской хронологии правителей) он носит имя Радегаст II и является потомком Вислава II, сына Фредебальда.

Столица бодричей -вагров Стариград (ныне Ольденбург -нем.) 

 https://swinow.livejournal.com/165296.html

Стариград вагров на языке местных славян, он назывался всё-таки Старигард, а не Стариград! И это в таком виде (Starigard) зафиксировано в средневековом источнике. Но, по смыслу, разумеется — это «старый город», или «старый град». «Гард» — это сохранившаяся у балтийских славян с праславянских времён форма слово «город».

Тоже самое видим в таких словах из их языков, как горх (горох), дарга (дорога), марз (мороз), варна (ворона) и т.д. Приблизительно в 50 км севернее современного Любека находился старинный город вагров Стариград. (Скорее всего как противоположность ему возник Новгород, в котором как указывает летописец жили люди «от рода варяжска».) Город Стариград появился приблизительно в начале VII века и просуществовал около 600 лет.

Как отметил в свое время А.Г. Кузьмин, основываясь на текстологическом анализе «Повести временных лет», этноним «варяги» имел в разное время широкое и локальное значение . Изначальным «локальным» вариантом этнонима «варяги» могло быть обозначение ободритского племенного объединения. В таком случае, происхождение «локального» варианта этнонима «варяги» объясняется от названия племени вагров , которое входило в состав союза племен ободритов. Это племенное объединение получило свое название по имени одного из племен, входивших в него, и прочно закрепилось в современной историографии. Между тем, название вагров имело в племенном объединении равнозначное значение.

Титмар Мерзебургский писал в своем сочинении: «разум того народа, что зовется ободриты и вагры». Гельмольд в «Славянской хронике» приводит древние предания о былом могуществе этого народа: «Альденбург — это то же, что на славянском языке Старгард, то есть «старый город».

Расположенный, как говорят, в земле вагров, в западной части побережья Балтийского моря, он является пределом Славии. Этот город, или провинция, был некогда населен храбрейшими мужами, так как, находясь во главе Славии, имел соседями народы данов и саксов, и всегда все войны или сам первым начинал или принимал их на себя со стороны других, их начинавших. Говорят, в нем иногда бывали такие князья, которые простирали свое господство на земли бодричей, хижан и тех, которые живет еще дальше» .

С. Герберштейн: «Однако с Любеком (Lubeca, Lubegkh) и Голштинским (Holsatia, Holstain) герцогством граничила когда-то область вандалов со знаменитым городом Вагрия, так что, как полагают, Балтийское море и получило название от этой Вагрии (Wagria); так как и до сегодняшнего дня это море, равно как и залив между Германией и Данией, а также между Швецией, с одной стороны, и Пруссией, Ливонией и приморскими владениями Московии — с другой, сохранили в русском языке название «Варяжское море» (Waretzokoie morie), т. е. «море варягов», так как, более того, вандалы тогда не только отличались могуществом, но и имели общие с русскими язык, обычаи и веру, то, по моему мнению, русским естественно было призвать себе государями вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них и верой, и обычаями, и языком. Герберштейн С. Записки о Московии. – М., 1988.

http://rodnovery.ucoz.lv/forum/16-42-1   (часть 9)

Востоковед Д.Е. Мишин, анализируя фрагмент из трактата арабского писателя Джайхани (913/914 – 943) «Книга путей и государств», в котором упоминаются варяги, пришел к выводу, что «варяги были известны на Востоке под таким именем уже в первых десятилетиях X в.».

Речь идет об отрывке, сохранившемся как цитата из упомянутого сочинения в более позднем трактате «Вершина познания в разделении небосвода» аль-Хараки: «Также из него (Западного моря, т.е. Окиана – Д.М.) выходит огромный залив, находящийся к северу от земель славян; его называют также Морем варягов (Бахр Варанк), — это народ, живущий на его берегу. Этот залив продолжается до земель булгар-мусульман; его протяженность в длину с востока на запад составляет триста миль, а в ширину – сто миль» . 

Как верно отметил Д.Е. Мишин, варяги Джайхани меньше всего напоминают наемников. Для него они представляют собой некий народ, имеющий определенный ареал расселения. Огромный залив, выходящий из Океана, следует, без сомнения, считать Балтийским морем, а также тем путем, которым купцы проделывали в направлении Волжской Булгарии. Согласно этому отрывку, варяги живут на побережье Балтийского моря, а земли славян находятся к югу от него. Эти земли славян, учитывая маршруты купцов, следует отождествлять с территориями славянского населения Северной Руси, прежде всего, — словен новгородских. 

Древнейшим упоминанием варягов в отечественных источниках можно считать перевод Георгия Амартола (первая половина XI в.), где сказано, что Русь – «от рода варяжска» (в оригинале – «от франков») .    

Ободриты — Руяне (Руги, Русь)

Руя́не (нем. Rujanen) или раны (полабск. Rani) — ободриты о. Рюген (полабск. Rana, лат. Rugia, Ruzia) и прилегающего побережья континента. В первой половине V в., часть племени ругов ушла на территорию нынешней Австрии, где подчинилась царю гуннов Аттиле (др.-сакс. Ethel; правил с 434 г. по 453 г.), вследствие чего эту часть ругов стали называть Ethelrugi («руги Аттилы»). Оставшуюся на Балтике часть ругов стали называть Ulmerugi («островные руги»)

Историк-славист дореволюционной России В. И. Ламанский считал руян и ругов одним племенем.

Историк А. Г. Кузьмин утверждает, что названия руги, роги, рузи, русы, руяне (rujanen, rani) относятся к одному и тому же народу, что объясняется вариативностью позиционных аллофонов g / j, j/z и прочтения букв j/i (сравн. ruth, ruz, rud (кельт. «красный»), roux, rousse — (совр. франц. «рыжий, рыжая»), rouge — (совр. франц. «красный»), серб. «руйан» — «тёмно-красный»[40]), также чередование звуков «г», «ж», «з» может происходить при склонении, как, к примеру, в русских словах друг, дружба, друзья, Например руг (единственное число), Ружана (остров) и рузи (множественное число) или руг, ружанин, и рузи.

В любительских трудах Е. Классена по истории, а также в современных неакадемических исследованиях на основе лингвистического сравнения и общего региона обитания выдвигаются гипотезы, в которых к ругам относятся полабские славяне, населявшие в средние века остров Рюген (в синхронных источниках жителей Рюгена называли ранами или руянами) и прибалтийское славянское Поморье от Эльбы до Одера.

С. В. Перевезенцев в своих научно-популярных работах также отстаивает точку зрения о славянстве ругов.

Франки около XII в. назад однозначно относили ругов и богемов к славянам.

В.В. Седов считает, что руги-русь — вероятнее всего — были потомками группы южно-антского населения (междуречья Днепра и Дуная), оторвавшегося от севернопричерноморских славян и продвинувшегося далеко на запад.

Поселившиеся на покинутых германскими племенами землях, полабские славяне стали называть себя руянами, ранами. В написанном не ранее 551 г. трактате «О происхождении и деяниях гетов» (лат. Getica), Иордан перечисляет подвластные королю герулов Родуульфу (Roduulf) племена: Grannii, Augandzi, Eunixi, Taetel, Rugi (руги, росы), Arochi, и Ranii (раны).

В Getica III.24, Иордан сообщает, что Родуульф презирал своё королевство, и, около 489 г. (война готов против Одоакра, инспирированная придунайскими ругами после поражения, которое он нанёс им в Норике), вместе с балтийскими ругами и остатками придунайских ругов присоединился к готам Теодориха Великого (451/456 — 526) в Мёзии. Таким образом, около 500 г., о. Рюген и прилегающее побережье континента стали полностью славянскими.

Интересно, что правую руку и верного соратника Атиллы Одоакра, который сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа и стал королём Италии в 476-493 гг, много позже запорожские казаки Богдана Хмельницкого считали славянином, рассказывали былины о вожде Одонакоре, взявшего Рим.

Исторические свидетельства фиксируют этноним росов как минимум с VI века, причем именно этноним, поскольку почти во всех приведенных сообщениях речь идет не о стране или государстве, а лишь о народе, именуемом как hros (hrus), росы (русы), роди .

Народ этот, живущий на «острове росов», но в то же время где-то у Крыма (Кавказа), а также в Северном Причерноморье, награждается следующими характеристиками: варварский, жестокий и кочующий; отважный и победоносный, совершающий свои набеги только на кораблях; купеческий, не брезгующий работорговлей; не именитый, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства, имеющий под рукой много земель и городов.

В 626 году авары вместе со славянами попытались взять Константинополь. В этом походе славяне являлись союзниками аваров; при этом, славяне имели флот из лодок-плоскодонок, а ведь древние славяне никогда прежде флота не имели. Славяне-анты, живущие в лесах севернее Черного моря, были хорошо известны византийцам, но кто такие эти «новые славяне», воющие вместе с кочевниками-аварами на море, византийцы не знали, поэтому в своих хрониках описали их как просто «славяне».

В 626 году византийцы не писали о росах, но эти «новые славяне» продемонстрировали под стенами Константинополя стереотип этнического поведения свойственный именно северным руянам -росам: умение ходить по морю и дружить с кочевниками.

Сообщение персидского историка Белами под 642–643 годами (в переводе с арабского, предположительно, из Табаристана, на южном побережье Каспия): «Когда авангард арабской армии подошел к Дербенту, правитель Дербента Шахриар заявил: “Я оказался между двумя врагами — хазарами и росами, последние — враги всему миру, и никто не может с ними воевать. Поэтому вместо того, чтобы брать с нас дань, поручи лучше нам воевать с ними”…».  

Славяне, населявшие остров Руян (Рюген) упомянуты в письменных источниках под 690 г. как Rugini в сочинении Беды Достопочтенного . Позже они упоминаются как Rugiani, Ruiani, Roiani и т.д. Раннее написание этнонима «руги» как «Rugini» является латинизированной формой самоназвания населения острова.

 В приложении к жизнеописанию св. Стефана Сурожского есть смутные сведения о нападении на Сурож (ныне Судак) князя росов Бравлина приблизительно в конце VIII века.

Источник  http://taynikrus.ru/zagadki-istorii/proisxozhdenie-rusi-neskolko-versij   

Заметка в Житии Георгия Амастридского» (VIII век) гласит: «Все лежащее на берегах Черного моря… разорял и опустошал в набегах флот росов (народ же рос — скифский, живущий у Северного Тавра (Крым), грубый и дикий)».    

В написанном между 829 и 850 гг. «Баварском географе» славянские руяне упомянуты как Ruzzi (ввиду того, что в «Баварском географе» нет германских племён, Ruzzi являются именно славянами). 

Уже в дославянский период, на самом северном мысе о. Рюген находилась Аркона — храм обожествлённого Арминия (нем. Hermann) с его огромным колоннообразным идолом под названием Ирминсуль (нем. Hermann-Säule). Храм Арминия, почитавшегося как бог военной победы, являлся объектом массового паломничества представителей нижнегерманских племён.

После заселения о. Рюген славянами, Аркона (Яр Конь) стала религиозным центром всех ободритов, где бога военной победы продолжили почитать под именем Святовита.

http://ru-sled.ru/sviatilishe-arkona-na-ostrove-ryugen/  

Итак, Древнейший центр ободритов, находился на острове Руян в Балтийском море, назывался Аркона, где были капища бога войны Святовита. Святовит был божество полабских славян -ободритов, в том числе отважных мореходов — вагров и руян.  

Северогерманский хронист Адам Бременский в труде «Деяния священников Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum») пишет:

«Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами,— это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.»

Персидский историк Ибн Русте цитировал «Книгу путей и стран» арабского эрудита Хордадбеха, написанную во второй половине IX века:

«Что касается росов, то живут они на острове, окруженном озером. Окружность этого острова, на котором живут они, равняется трем дням пути. Покрыт он лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногой на землю, и она трясется по причине обилия в ней воды. Росы имеют царя, который зовется “каган росов”.

Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут к хазарам и болгарам и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у кого-нибудь из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его перед новорожденным и говорит: «Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь этим мечом». Они не имеют ни недвижимого имущества, ни селений, ни пашен, единственный промысел их — торговля соболями, беличьими и другими мехами… Росы имеют много городов… Эти люди отважны и победоносны, когда они высаживаются на открытое место, никто не может противостоять им: они разрушают все, берут в рабство женщин и побежденных. Росы сильны и осторожны и они не совершают походов на конях, а все их набеги и битвы совершаются только на кораблях…». 

Как показал в свое время Н.С. Трухачев, русский остров, неоднократно упоминаемый у арабских исследователей, — это прямое указание на Рюген. Об острове руссов писали Ибн-Русте (начало X в.), Мукаддаси (середина X в.), Тахир ал-Марвази (конец XI – начало XII в), Ауфи (начало XIII в.) . Не смотря на некоторые противоречия в своих показаниях, арабские источники сходятся в том, что островные русы – народ многочисленный, живущий за счет грабежа соседних славян. 

Итак, многие раннесредневековые источники связывают народ руссов с островом Рюген, а этноним «руги» применяет не только к населению острова, но и к населению Киевской Руси. Но существуют еще и источники, которые размещают русь на материке, на побережье Балтики. Как писал А.Г. Кузьмин, «Руги брали дань со многих балтийских (славянских и неславянских) племен, и их территория, судя по источникам, не ограничивалась островом Рюген» 

Ряд упоминаний Балтийской Руси (или Балтийских Русий) имеется у Адама Бременского и его комментатора, относящихся ко времени около 1075 г. Так, перечисляя балтийские острова, Адам Бременский называет заселенную славянами Фембру: «третий остров именуют Семландом, он соседствует с областями руссов и поланов, а населяют его сембы, или пруссы, люди весьма доброжелательные» .

По мнению А.Г. Кузьмина, поскольку упомянутый Семланд – это полуостров Самбия, принятый хронистом за остров, а с запада к нему подходят польские пределы, то Русь могла граничить с ним у низовий Немана. 

Топонимика слова «Рус» относительно многочислена: Руса, Порусье, Околорусье (в южном Приильменье); Руса на Волхове, Русыня (на Луге), Русська (на Воложбе) и Рускиево (в низовьях Свири), в Приладожье, Русовщина (р. Шуя) и др. На современной территории России «рус»- топонимы сконцентрированы в северо-западных областях и являются продолжением массива, проходящего с территорий современной Польши через Прибалтику и Белоруссию, — южнее озера Ильмень город Старая Русса и т.д.

Ибн Якуб пишет, что русы «нападают на прусов с запада». В XII веке немец Рагевин писал, что Польша ограничена с юга Богемскими лесами, с запада – Одрой, с востока – Вислой, а с севера – Балтийским морем и… русами. Все границы даны очень точно, надо думать, верно очерчена и северная. Итак, русы – это славяне, живущие к северу от Польши, к западу от Пруссии.

«Полученные результаты говорят о том, что миграция русов происходила из южнобалтийских областей и осуществлялась в основном широкой полосой вдоль побережья на восток.» С территории Германии по северному побережью Европы протянулась вереница рус-топонимов. «на основании приведенных данных районом локализации русов следует искать исконные земли обитания западных славян, Германию и Польшу».

Термин «политоним» применительно к «руси» уже применялся в отечественной историографии. В.П. Даркевич использовал его для обозначения многонациональной дружины, которая, с его точки зрения, и являла собой «русь»: «Разноэтничность состава дружин варварских вождей, совершавших грабительские походы на Царьград (Константинополь) и прикаспийские области при преобладающей роли викингов.

В VIII-IX вв. в землях балтийских славян происходило рождение политонимов, когда этноним одного из племен, занимавшего лидирующее положение в племенном союзе, распространялся на всех остальных (по крайней мере, в литературных источниках того времени). Так этнонимы ободритов и велетов (лютичей) были перенесены на остальных членов союза. Этноним «руги» историки связывают с населением острова Рюген, который с VI в. был заселен балтийскими славянами. При расселении славяне столкнулись с автохтонным населением, о чем говорят данные пыльцевого анализа, — жизнь на поселениях не прекращалась . Контакты славян с германцами фиксируются и в Вагрии, в частности, по материалам Ольденбурга и Бозау.

Немец Хайденфельд в связи с трактовкой происхождения этнонима писал: «На их собственном языке „ройсы» обозначает такой народ, который отличается от других стран и народов, собрался из разных наций и провинций и имеет своего собственного князя и государя» .

Особый интерес представляет собой переход rug- в rus- в таких топонимах, как Ruschvitz и Rusevase. Название населенного пункта Ruschvitz происходит от славянского Ruskovici, то есть «русковичи» , название второго также связывают с древним славянским населением.

В VIII-X вв. время рождается то явление перехода этнонима в политоним, которое в будущем отразится на всей истории Русских земель. 

Карл Великий и далее

Во время правления у франков Карла Великого (768 — 814) ободриты воевали на его стороне против лютичей и саксов.

По приказу Карла дружины вассальных славянских князей приняли участие в растянувшемся на три десятилетия покорении франками Саксонии. Одного ободритского короля по имени Витцин (возможно, Вышан) саксы убили, заманив в засаду где-то в верховьях Эльбы.

Его преемник Дражко (Траско, Драговит) в 798 г. нанёс саксам ощутимое поражение, после которого последовало их очередное примирение с Карлом Великим.

Но позже ободриты восстали против своего короля и ему пришлось бежать из страны. Усилившиеся в начале IX века датчане в 808 году выступили против Каролингов и их союзников. 

Готфрид Датский взял штурмом Рерик, пленил и повесил князя Годлава (Годслава, Готлейба, или Годелейба, отца Рюрика), разрушил сам город, а большее число жителей (ремесленников и торговцев) переселил в Хедебю.

Затем датчане дважды нанесли поражение Дражко, и Готфрид обложил племя ободритов данью. После смерти Дражко (810 год) и Готфрида при князе Славомире ободриты отбились от датчан и восстановили союз с Каролингами.

В мае 839 г. к франкскому императору Людовику I, находившемуся тогда в Ингильгейме, явилось посольство византийского императора Феофила. Вместе с официальными посланцами, повествует анналист, Феофил прислал «некоторых людей, утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос (Rhos)», а правитель их именуется «каганом» (chacanus). Эти «росы» прибыли в Константинополь с предложениями дружбы. Феофил принял их милостиво и, «так как путь, по которому они прибыли в Константинополь пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов», не желал, «чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности»; его просьба к императору франков состояла в том, чтобы тот помог посланцам хакана вернуться на родину через свои владения.

Людовик, «тщательно расследовав цели их прибытия,… узнал, что они из народа шведов (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями, или нет». 

(Бертинские анналы — Варяги и Русь https://oldrus.livejournal.com/125014.html )

Какого государства-племени же этот каган ? Аварский каганат к 839 году уже не существовал. Если же допустить,что это была варяжская дружина Киевского князя, то возвращаться из Константинополя в Киев через государство Франков более чем невероятно.  

Но арабские писатели знают «кагана русов», чье местонахождение нельзя увязать ни с Киевом, ни с материковой частью Восточной Европы в целом.

В 903-912 гг. Ибн-Русте написал: «Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути… У них есть царь, называемый каган русов».

А Гардизи в XI столетии уточнил, что «русский» каган живет на острове, «расположенном в море», и что «число жителей на этом острове 100 000». Вполне очевидно, что оба араба писали о тех же самых русах, по поводу которых византийские императоры Михаил и Василий вступили в переписку с двумя Людовиками. Поэтому «остров русов», следуя показанию Людовика II, нужно искать в «норманском» регионе Европы, то есть в Балтийском море. В эпоху раннего средневековья исторически значимую роль играли три здешних острова: Сааремаа, Готланд и Рюген, из которых только последний обнаруживает прочную связь с термином «русь». Западноевропейские источники называют его «Русия», «Русция» и т. д. Арабские известия об «острове русов» в большей степени подходят именно для Рюгена.

Характерно, что как «озеро», так и «море», окружающие остров, остаются безымянными, что указывает на значительную удаленность этих водоемов от арабского мира. Многочисленность жителей Рюгена подчеркнута почти всеми западноевропейскими хронистами. Что касается несоответствия размеров современного острова Рюген «трем дням пути», то нельзя забывать, что в 1308 г., в результате землетрясения, от него откололся о. Руден, а часть прежней территории ушла под воду.

Византийские хроники сообщают, что в 840 году на Амастриду (Пафлагония, южное побережье Черного моря) нападает флот росов.

Арабские авторы рассказывают о том, как «язычники, называемые русью» напали на Севилью в 844 году.

О том же Никоновская летопись, куда, по мнению Б. Рыбакова, сообщение попало из сербских переводов старых византийских описаний нападения русов на Константинополь 860 года : «роди же, нарицаемые руси, аже и кумане [половцы], живяху у Ексинопонта [Черного моря] и начаше пленовать страну Римлянскую [Византию] и хотяху пойти на Константинград…».  

Итак, — Рос, Русь изначально была названием обитателей островов на Балтике -племени ободритов руян , а затем стала названием вообще варягов (вагров и руян) -ободритов плюс вероятно викингов -данов и свеев, создавших общие со славянами боевые дружины :  

http://rodnovery.ucoz.lv/forum/16-42-1 (часть 8) — с княжеской резиденцией из Ольденбурга (Стариграда), племенной столицы вагров (ободритов), базой на Балтике -остров Руян (Руген) и походами по всем рекам и морям к народам и государствам Европы и Азии.

Старая Ладога

Особого внимания заслуживают палеоботанические исследования, проведенные в последние годы в Новгороде, Городище и Поозерье учеными из Кильского университета. Результаты этих работ показали, что набор злаковых культур, распространенных в Новгородской земле в IX—XI вв., был аналогичен ассортименту злаков, культивировавшихся в славянских памятниках южной Балтики (Ольденбург).

Об устойчивых связях Великого Новгорода с южно-балтийским побережьем в Х-ХI вв. свидетельствует сходство сплавов цветных металлов, из которых были сделаны некоторые изделия, исходящие из земель Великого Новгорода и из земель южной Балтики. Черты сходства обнаруживаются и в изготовлении музыкальных инструментов. В частности, конструктивные особенности лировидных гуслей, найденных в Новгороде, Гданьске и Ополе (начиная с X-XI вв.), оказываются идентичными и восходят в единой школе строительства этих музыкальных инструментов.обилие западнославянской керамики, расширение домостроительства по западнославянскому образцу, указывают на значительный приток нового населения в Ильменское Поозерье уже в самом начале VIII в., возможно, в конце VII в.

Итак, в конце VII или начале VIII столетия на археологических комплексах Новгородской земли фиксируется появление нового населения. Наиболее ранними (из исследованных) поселениями, оставленными представителями второй волны славянского расселения, стоит считать Изборск и так называемый «Городок на Маяте» в Восточном Приильменье (Парфинский район Новгородской области).

Их появление (в VII в. ) предшествует возникновению Старой Ладоги, которая была основана в VIII в. Как показывают результаты раскопок, «большие дома» различались по своим конструктивным особенностям и принадлежали различным этническим группам. К самому раннему этапу жизни Ладожского поселения (до 753 г.) относятся четыре «больших дома» каркасно-столбовой конструкции с очагом в центре и кузнечно- ювелирная мастерская.

Их строительство исследователи связывают (на основе вещевого материала) с появлением норманнов в низовьях Волхова и создание одной из их общин своего поселка. Во второй половине 760-х гг. поселение прекратило свое существование. Судя по сокрытию набора инструментов и вотивного изображения Одина, жителям пришлось покинуть свои жилища. Произошла смена населения, которая связана с притоком нового населения и захватом в Нижнем Поволховье доминирующего положения носителями культуры сопок, то есть, славянами .

https://www.perunica.ru/germany/3801-baltijskie-slavyane-i-severo-zapadnaya-rus-v.html  

Языческие имена, которые встречаются в новгородских грамотах и упоминаются в летописях, и которые находят аналогии у полабских и поморских славян. Это многочисленные имена, оканчивающиеся на -ята/-ата и на -хно.

Например: Вышата, Жирята, Климята, Малята, Гахно и т.д. Отголоски этих имен сохранились в топонимике края. Например, деревни Жерятки, Жирятка, Жирятки, Жаратка и др., которые происходят от имен Жирятъка (уменьш. к Жирята).

Многие древнеславянские сложные антропонимы (от составных имен собственных) лишены региональных черт и, будучи принадлежностью общеславянского антропонимического фонда, маркируют этноязыковое единство древних славян. Но базирующаяся на них новгородская топонимия находит точные соответствия чаще у западных славян, подчеркивая большую выделенность новгородско-западнославянских схождений. 

Немалое количество таких названий в Новгородской земле говорит о значительной доле развитого праславянского наследия в языке того населения, которое заселило некогда побережья Ильменя, Ловати, Мсты, Шелони, Волхова. Для примера. Название деревни Гореслава (в волости Гостыничи) происходит от имени Горѣславъ / Гориславъ, которое широко употреблялось в новгородско-псковском ареале (Богуслав Гориславичь, Вячеслав Гориславичь, новгородец Гориславличь). Имя использовалось западными славянами: 

имена -польское Gorzysław, полаб.-помор. Gorislav, полаб. геогр. Gorezlawe, топонимы полаб. Gorezlawe, откуда нем. Gösslaw и Göslow на северо-востоке Германии, Gorzesław в Польше. Форма ойконима Воибуцкая Гора (деревня Вышневолоцкого уезда, Тверская губерния; ареал сопок) указывает на имя *Воибудъ («будет воином»), не осложненное притяжательной суффиксацией. Данный антропоним имеет аналогии в таких географических названиях, как Wojbądz полабских славян и немецкий Wobbanz – средневековое село на острове Рюген .

Еще в XI веке на поклон к главной святыне острова Рюген, четырехглавому кумиру Святовита, шли пилигримы из далекой, уже два века вроде бы христианской Чехии. Впрочем, популярность четырехликого кумира не исчерпывалась западными славянами – каменные кумиры о четырех лицах, смотрящих на все стороны света, обнаружены на Украине – один в селе Иванковицы, другой (это, пожалуй, самый знаменитый славянский кумир) – в реке Збруч.

Бронзовый кумир Святовита найден в Рязани, в слоях, опаленных Батыевым пожаром. И даже в столице православной Болгарии, в Преславе, найден маленький костяной кумирчик, озирающий стороны света своими четырьмя ликами. 

http://interesnayarossiya.ru/первая-столица-руси-старая-ладога/ -основана в 753 году Древняя крепость СТАРАЯ ЛАДОГА, основана в 753 году, но построена она была на древнем фундаменте, который был построен ещё раньше, по сути Рюрику строили крепость как новодел на основе старой крепости которая может стояла и 2 000 лет до этого.

Дендрохронологический анализ показал, что при строительстве в Ладоге использовалось дерево, срубленное в 612 году. Следовательно, поселение существовало значительно раньше 753 года.Столетие Старая Ладога процветала, но начало IX века ознаменовалось кровопролитными войнами как с ближайшими соседями, так и с варягами, которых ладожская земля всегда привлекала своим богатством. Именно в это время состоялось самое важное событие в истории Старой Ладоги и Руси в целом – призвание Рюрика. Случилось это, как известно, в Старой Ладоге в 862 году. В Ладоге Рюрик в 862-864 годах построил на новом месте, в стороне от прежнего поселения, деревянную крепость, в которой укрывался со своей дружиной.

Спецификой застройки V яруса Ладоги (ок. 840 — ок. 865 гг.) стало появление в северной части раскопа В.И. Равдоникаса «большого» дома каркасно-столбовой конструкции с очагом на центральной оси, выделяющегося размерами и расположением и два больших срубных дома, и нескольких «больших построек», сочетающих в себе славянские и северо-европейские черты домостроительства.

С этого времени большие постройки и малые срубные жилища с печью-каменкой в углу соседствуют. Обращает на себя внимание сходство ладожских «больших домов» с жилищами фельдбергского населения, для поселений которого были характерны большие дома. В первые века своего пребывания на занятой территории (VII-VIII вв.) велетские племена отличались от окружающих племен . На их территории были распространены наземные срубные дома, которые, возможно, имели и второй этаж (отметим, что около 894 г. в Ладоге возводится крупногабаритное, вероятно, двухэтажное сооружение, вполне претендующее на роль хором ). Размеры домов, построенных велетами, сопоставимы с ладожскими (длина 7-13 м и ширина 4-6 м), а выполнены они также в технике сруба.  

Новгород. Гостомысл

Новгород — основан в 859 году ??

Хотя официальным годом основания Великого Новгорода считается 859 год, все же эта дата не является достоверно корректной и безошибочной. Почему можно так утверждать?

Например, согласно “Никоновской летописи”, 859 год назван датой смерти легендарного новгородского старейшины ильменских словен Гостомысла. Получается, что Великий Новгород существовал уже до этого памятного события, то есть ранее 859 года.

Согласно “Повести временных лет”, написанной летописцем Нестором в первой половине XII столетия, Великий Новгород уже существовал ко времени прихода к власти Рюрика в 862 году. Согласно этому же источнику, город был построен ильменскими словенами сразу же после их глобального переселения с Дуная. Как видим, из истории годом основания Великого Новгорода следует считать более раннюю дату, чем 859 год.

http://fb.ru/article/353436/god-osnovaniya-velikogo-novgoroda-i-ego-istoriya Старая Ладога, Новгород, Псков, Изборск. Прежде всего, города упоминаются в связи с избранием трех братьев на княжество над русичами. В летописи говорится, что Рюрик стал править в Новгороде, а его братьям – Синеусу и Трувору – достались во владения два других города (Белоозеро и Изборск соответственно).

Примечательно, что в повествовании объясняется происхождение новгородцев: “…от варяжского рода, а прежде были словени”.

Итак, когда варяги основали Старую Ладогу в 753 году, а затем Новгород -ранее 859 года и позже, Русь стала объединением 4х-5-ти славянских — ободриты (вагры, руяне), поморяне, ильменьские словене и кривичи и 3х неславянских — меря, чудь и весь, народов. Кроме этого, в дружинах Князей были викинги — свеи и даны. Северная Русь, она же Росия (греч. Ρωσία), существует с 862 года. Первоначально со столицами в Белоозере, Старой Ладоге, Новгороде.

Логично, что старая столица вагров — Стариград (ныне Ольденбург), а основанная ими новая столица — Новград, Новгород.

 

Рюрик 

Новгородский князь Гостомысл стал поддерживать борьбу своих родичей вендов-ободритов против натиска немецких рыцарей. Он возглавил поход на Людовика Немецкого в полабских землях. Его Дочь Умила, будучи при нем в том походе, вышла замуж за князя бодричей (ободритов) Годолюба (Годослава) , и вскоре у них родился сын Рюрик.

Годолюб (Годлиб, Годелейб, Годлав), князь, как уже было сказано, вскоре был повешен после взятия данами Датского Готфрида города Рерика. Английские и датские источники называют его князем варягов.

Сыновья Годолюба Рурик (Рарок-сокол (слав.), Трувор и Синеус, ушли на восток и поселились (или основали) в городе Або (Обо, совр. город Турку в Финляндии), на восточном побережье Балтийского моря. По столичному городу эти славяне стали называться оботритами (абодеритами, ободеритами). Зачастую имена вагров были двойными — норманнскими и славянскими.

По современным исследованиям в 2012  «Кто имеет славянскую гаплогруппу R1a из претендентов на «Рюриковичей»» – их имеет наиболее авторитетная группа из четырех человек – князь Оболенский, князь Волконский, Пентекост/Волконский, князь Барятинский http://pereformat.ru/2013/02/ryurikovichi/  Остальные имеют скандинавскую гаплогруппу N1a1 (она же N1c1 в европейской транскрипции)

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву “. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами “. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» (с)  Нестор, монах Киево- Печерского монастыря, летописец «Повести временных лет», 1113 г.

Призванный княжить в Новгород Рюрик… подавил восстание Вадима Храброго… Не в Новгороде, так в Приильменье, в 862-м, или в 864 году (летописи дают разные даты). Еще при жизни Рюрика его государство начало расширяться.

В это время, кроме земель Приильменья и Ладоги, Рюрику стали подчиняться кривичи, жившие на Западной Двине, — их столицей был город Полоцк. Рюрик покорил финно-угорские племена Мурому со столицей в городе Муроме и меря со столицей в Ростове. Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика.

В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой.

Аскольд и Дир

Аскольд и Дир, два дружинника первого русского князя Рюрика, не получившие в управление городов, отпросились у него идти со своими родичами в Константинополь искать счастья.

Отправились Аскольд и Дир обычным путем варягов – поплыли по Днепру мимо Смоленска, города кривичей, мимо Любеча, города северян, и дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Узнали они, что город этот называется Киевом, по имени Кия, который некогда основал здесь первые поселки с братьями Щеком и Хоривом и сестрою Лыбедью. Узнали также, что киевляне платят дань хазарам.

Сильно полюбилось Аскольду и Диру это место: они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь; набрали они себе сильную дружину из своих земляков и утвердились в этой стране племени полян.

В 866 году войско Аскольда и Дира подошло с моря к Константинополю, высадилось на берег, отрядами рассеялось по окрестным селам и беззащитным предместьям столицы и, по свидетельству византийцев, принялось страшно свирепствовать, разорять их, истреблять все мечом и огнем.

Император Михаил III был в это время с войском в Азии, у восточных пределов империи. Ужас охватил все население роскошной столицы, когда из соседних прибрежных селений беглецы принесли страшную весть, что множество русских лодок плывет к столице. Заперли городские ворота, расставили в разных местах по стене городской и по башням стражу и послали к императору весть о беде.

Ни старому, ни малому пощады не было; ни вопли детей, ни мольбы матерей – ничто не трогало свирепых воителей! Отчаяние овладело жителями столицы. Духовенство беспрерывно совершало молебствия в церквах; они полны были молящимися. Патриарх Фотий говорил проповеди.

Он называл нашествие дружины Аскольда и Дира карою, посланной Богом за пороки и тяжкие грехи, в которых погрязло население столицы.

«Народ жестокий и дерзкий, – говорил он, – разоряет и губит все: нивы, жилища, стада, женщин, детей, старцев, всех сражает мечом, никого не милуя, никого не щадя. Он, как саранча на ниве, как жгучий зной, как наводнение, явился в стране нашей и сгубил жителей ее…»

Указывал патриарх и на малодушие жителей, обезумевших от страха.«Не вопите, не шумите, перестаньте плакать, молитесь спокойно, будьте мужественны!» – увещевал он их.

Но все напрасно: страх был сильнее его красноречия! Русы варяги у стен города насыпали огромный вал, добрались до верха стены, и жители трепетали от ужаса, что враги вот-вот ворвутся в город… Но этого не случилось – Аскольд и Дир совсем неожиданно для осажденных поспешно ушли из-под стен Константинополя. Буря ли, поднявшаяся на море, или весть о приближении императора с большим войском побудила их к этому, неизвестно.

В псковских летописях XV века есть упоминание о борьбе за власть в Новгороде, в результате которой некоторые приближенные Рюрика переметнулись к Аскольду, о смерти сына Аскольда в 872 году в битве с болгарами, о походах на славянские племена кривичей и полочан, а также на печенегов. 

В 879 году Рюрик скончался в походе, когда шел с Олегом «воевать лопь и карел».

Олег Вещий

Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, словен, чудь, мерю, весь, кривичей, — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих.

«В год 6390 (от сотворения мира) выступил в поход Олег, взяв с собою воинов: варягов, словен, чудь, мерю, весь, кривичей – и пришел к Смоленску… и принял власть в городе, и посадил… своего мужа. Оттуда отправился вниз и взял Любеч».

Как видим, Олегу в самом начале подчинялись не менее пяти славянских племен, в том числе – новгородские словене и кривичи , а также меря, весь, чудь — союз древних племен, в который входили жители Полоцка, Пскова, Твери и Смоленска. 

Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег видимо не хотел битвы родственных варяжских дружин.

Оставив назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладиях и отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.»

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им:

«Вы нєста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ · но азъ єсмь роду кнѧжѧ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

После этого без сопротивления со стороны киевлян Олег сел в Киеве, провозгласив его «матерью городов русских» (летописец назвал устами князя Киев «матерью», а не «отцом», так как «матерь городов» — дословный перевод греческого слово «метрополия», т.е. «столица»).

Так Князем Киева и всей Северной Руси как государства, стал Олег Вещий.

«И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава» (с) 

В последующие годы Олег продолжал покорять славянские племена.

В 883 г., храбрый Князь, дав отдохнуть войску, поспешил к берегам реки Припяти. Там, среди лесов мрачных свирепые Древляне наслаждались вольностию и встретили его с оружием, но победа увенчала Олега, и сей народ, богатый зверями, обязался ему платить дань черными куницами.

В следующие два года Олег овладел землею Днепровских Северян и соседственных с ними Радимичей, живших к востоку и северо-востоку от Киева. Северяне платили дань хазарам; князь Олег сказал им: «я враг хазарам, а вовсе не вам» — и северяне, по-видимому без сопротивления, согласились платить дань ему.

В 885 году послал Олег к радимичам спросить: «Кому дань даете?» Те отвечают: «Хазарам».

Тогда Олег заявляет: «Не давайте хазарам, но мне давайте». И дали по шелягу (монета в один шиллинг). Оплата производилась в «твердой валюте», так как славяне между собою при торговле пользовались старыми изношенными шкурками, которые были валютой, в иных странах неконвертируемой. Неконвертируемая русская валюта называлась «рухлядь».

Далее, с тиверцами и уличами Олег заключил военный союз. Нестор : 

«А Уличи и Тиверцы седяху по Дънестру и приседяху к Дунаеви. И бе мъножьство их: седяху бо преже по Бъгу и по Дънепру, оли до моря. И суть гради их и до сего дьне. Да то ся зъваху от грьк — «Великая Скифь»

Благодаря Олегу, контролируемая территория значительно расширилась. Теперь от Волги и до Эльбы, от Ладоги и до Северского Донца можно было ходить с войском и собирать дань — есть, пить, веселиться.

Платили дань ильменьские славяне и лужицкие сербы, поляки-лендзяне и белорусские кривичи, финноязычная чудь и северяне, поляне, радимичи. А уличи, древляне порой давать дань отказывались — их постоянно приходилось за это наказывать, уж очень непослушные были.

Об Олеге высказан ряд интересных соображений в связи со спорным вопросом об отождествлении его с «царем Руссии» Хальгу, известным из хазарско-еврейской переписки X в.

Упомяну и об указании кембриджского документа на взятие этим «царем Руссии» Хальгу Самбарая (Тмутаракани) «воровским способом».

Итак, соединив путем завоеваний Киев и другие славянские и угро-финские города с Новгородом, Олег уничтожил господство Кагана Хазарского в Витебской и Черниговской землях, создав единое русское государство.

Утвердившись в Киеве, Олег совершил в 907 году поход на Константинополь, «на греки», оставив в Киеве Игоря.

Набрал он войско из подвластных ему племен: взял с собою варяг (свеев, данов), словен, русь (либо балтийских и новгородских русов, либо придунайских славян ругов, либо донских русь-ясов, а может всех сразу), чудь, кривичей, мерю, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорват и дулебов (словаков и чехов), а также и тиверцев (славяне и алане-осетины, проживавшие на Тибре-Днестре)

И отправились они на конях и на лодках, коих было у них 2000, в каждой лодке по 40 воинов.Олег шел на греков с флотом в десять раз сильнейшим, чем было у Дира и Аскольда в 866 году.

Константин Багрянородный описал , как в сем плавании обыкновенно преодолевали трудности: бросались в воду, искали гладкого дна и проводили суда между камнями; но в некоторых местах вытаскивали свои лодки из реки, влекли берегом или несли на плечах, будучи в то же самое время готовы отражать неприятеля. Доплыв благополучно до лимана, они исправляли мачты, паруса, рули; входили в море и, держась западных берегов его, достигали Греции.

Его войско не на шутку испугавшиеся греки окрестили «Великой Скифью»: у Олега были и конница, и флот. Больше всего греков поразило решение Олега, добравшегося до Византии по морю, поставить свои ладьи на колеса и, подняв паруса, покатить на них к городу.

Олег приблизился наконец к Греческой столице, где суеверный Император Лев VI Му́дрый, прозванный Философом, думал о вычетах Астрологии более, нежели о безопасности Государства.Он велел только заградить цепию гавань и дал волю Олегу разорять Византийские окрестности, жечь селения, церкви, увеселительные дома, Вельмож Греческих.

При этом князь Олег, как и любой язычник, жалости к врагам не ведал и «сотворил» много зверств: пленных пытали, секли мечами и топили в море. Греки, пораженные его жестокостью и решимостью, испугались и просили не губить города, соглашаясь давать дань, какую только Олег захочет. Задумали они затем избавиться от Олега отравой, но Олег догадался и не принял присланных ему греками кушаний и напитков.

После этого начались переговоры. Князь Олег послал к императору послов Карла, Фарлафа, Велимира, Рулава и Стемира, которые потребовали по 12 гривен на корабль и уклады на города Киев, Чернигов, Переяслав, Полоцк, Ростов, Любеч и другие, так как в этих городах сидели мужи Олега.

Русские послы требовали, затем, чтобы Русь, приходящая в Константинополь (Царь-Град), могла брать съестных припасов сколько хочет, мыться в банях, для обратного пути запасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и т. п.

Византийский император принял эти условия с некоторыми изменениями:

русские, пришедшие не для торговли, не берут месячины;

князь должен запретить русским грабить греческие села;

в Константинополе русские могут жить только у св. Мамы;

император посылает чиновника переписать их имена, и тогда уже русские берут свои месячины — сначала киевляне, затем черниговцы, переяславцы и т. д.;

входить в город они должны без оружия, в количестве не более 50 человек, в сопровождении императорского чиновника, и тогда уже могут торговать беспошлинно.

Императоры Лев и Александр целовали крест при заключении этого договора, Олег же и мужи клялись, по русскому обычаю, оружием, богом своим Перуном и скотьим богом Волосом.

И потребовал Олег по 12 гривен на корабль, то есть всего (12 х 2000) 24 000 гривен, что составляет 128 тонн серебра. Получив откуп, а по дороге еще немного пограбив, возвратился Олег на Русь.

Так как в походе участвовало 80 000 человек, то на каждого (если разделить по-братски) приходилось бы по 1,6 килограмма серебра.

Летопись передает, далее, что Олег, возвращаясь домой, велел своим дружинникам русским сшить паруса шелковые, а остальным славянам — полотняные, и что воины, в знак победы, прибили свои щиты на вратах Царя-Града, «показуя победу».

Князь Олег возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями, фруктами -овощами, винами и всяким узорочьем. Народ дивился ему и прозвал его «вещим», т. е. кудесником, волхвом: «бяхо бо людие погани и невеголоси», заключает летописец.

В 911 г. князь Олег послал своих мужей в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Были посланы 5 мужей, присутствовавших при заключении первого договора, и, сверх того, еще девять: Инегельд, Гуды, Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труян, Лидулфост (Лиудольф) — имена, большей частью звучащие не по-славянски и показывающие, что дружина состояла тогда в большинстве из варягов-скандинавов. Впрочем, княжеские элиты дружин ободритов -вагры и русь, -тогда часто назывались скандинавскими именами.

https://alex-oleyni.livejournal.com/27482.html  — кому принадлежит имя Лидулфост (Лиудольф) 

В договоре с Русью 911 года греки именовали Олега не иначе, как «Великим князем Русским».Договор включает 10 пунктов договора между Грецией- Греками- Христианами и Русью- Русинами.А Начинался он так : 

«Мы от роду Русского, Карл, Инегельд, Фарлав, Велемир, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труян, Лидулфост (Лиудольф), Стемир, посланные Олегом, Великим Князем Русским и всеми сущими под рукою его Светлыми Боярами к вам, Льву, Александру и Константину» (брату и сыну первого) «Великим Царям Греческим, на удержание и на извещение от многих лет бывшие любви между Христианами и Русью, по воле наших Князей и всех сущих под рукою Олега, следующими главами уже не словесно, как прежде, но письменно утвердили сию любовь и клялися в том по закону Русскому своим оружием.»

1. Первым словом да умиримся с вами, Греки! Да любим друг друга от всей души и не дадим никому из сущих под рукою наших Светлых Князей обижать вас; но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблюдать сию дружбу! Так же и вы, Греки, да храните всегда любовь неподвижную к нашим Светлым Князьям Русским и всем сущим под рукою Светлого Олега. В случае же преступления и вины да поступаем тако:

II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не истец, но ответчик присягает — и каждый да клянется по Вере своей». Взаимные обиды и ссоры Греков с Россиянами в Константинополе заставили, как надобно думать, Императоров и Князя Олега включить статьи уголовных законов в мирный государственный договор.

III. «Русин ли убиет Христианина или Христианин Русина, да умрет на месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему родственнику убитого; но жена убийцы не лишается своей законной части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то считается под судом, доколе найдут его и казнят смертию.

IV. Кто ударит другого мечем или каким сосудом, да заплатит пять литр серебра по закону Русскому; неимовитый же да заплатит, что может; да снимет с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по Вере своей, что ни ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тогда увольняется от дальнейшего взыскания.

V. Когда Русин украдет что-либо у Христианина или Христианин у Русина, и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин украденной вещи может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое обратно; но должен только связать вора, который без сопротивления отдается ему в руки. Если Русин или Христианин, под видом обыска, войдет в чей дом и силою возьмет там чужое вместо своего, да заплатит втрое.

VI. Когда ветром выкинет Греческую ладию на землю чуждую, где случимся мы, Русь, то будем охранять оную вместе с ее грузом, отправим в землю Греческую и проводим сквозь всякое страшное место до бесстрашного. Когда же ей нельзя возвратиться в отечество за бурею или другими препятствиями, то поможем гребцам и доведем ладию до ближней пристани Русской. Товары, и все, что будет в спасенной нами ладии, да продается свободно; и когда пойдут в Грецию наши Послы к Царю или гости для купли, они с честию приведут туда ладию и в целости отдадут, что выручено за ее товары. Если же кто из Русских убьет человека на сей ладии, или что-нибудь украдет, да приимет виновный казнь вышеозначенную.

VII. Ежели найдутся в Греции между купленными невольниками Россияне или в Руси Греки, то их освободить и взять за них, чего они купцам стоили, или настоящую, известную цену невольников: пленные также да будут возвращены в отечество, и за каждого да внесется окупу 20 златых. Но Русские воины, которые из чести придут служить Царю, могут, буде захотят сами, остаться в земле Греческой.

VIII. Ежели невольник Русский уйдет, будет украден, или отнят под видом купли, то хозяин может вeздe искать и взять его; а кто противится обыску, считается виновным.

IX. Когда Русин, служащий Царю Христианскому, умрет в Греции, не распорядив своего наследства, и родных с ним не будет: то прислать его имение в Русь к милым ближним; а когда сделает распоряжение, то отдать имение наследнику, означенному в духовной.

X. Ежели между купцами и другими людьми Русскими в Греции будут виновные и ежели потребуют их в отечество для наказания, то Царь Христианский должен отправить сих преступников в Русь, хотя бы они и не хотели туда возвратиться.

Да поступают так и Русские в отношении к Грекам!

Для верного исполнения сих условий между нами, Русью и Греками, велели мы написать оные киноварью на двух хартиях. Царь Греческий скрепил их своею рукою, клялся святым крестом, Нераздельною Животворящею Троицею единого Бога, и дал хартию нашей Светлости; а мы, Послы Русские, дали ему другую и клялися по закону своему, за себя и за всех Русских, исполнять утвержденные главы мира и любви между нами, Русью и Греками. Сентября во 2 неделю, в 15 лето (то есть Индикта) от создания мира… [2 сентября 911 г.]»

Как князь-воитель Олег связан с культом Перуна: при заключении договора с греками он и его мужи клянутся на оружии «Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом»;

на миниатюре Радзивилловской летописи Олег изображен клянущимся рядом с антропоморфным идолом Перуна, у ног же стоящего за Олегом мужа прорисована змея — вероятное воплощение Велеса.

http://www.mglin-krai.ru/radimichi-i-drevnyaya-rus/279-radimichi-i-oleg-veshchij  

В связи с этим мотив смерти Олега от змеи может рассматриваться в связи с реконструируемым противопоставлением Перуна и Велеса в славянской мифологии.

Волхвы предсказали Олегу гибель от собственного коня. Князь велит увести коня, а когда через четыре года узнает о его смерти, насмехается над предсказанием и хочет видеть кости животного; он наступает на череп, из черепа выползает змея и жалит Олега в ногу. Князь умирает на тридцать третьем году правления (879 +33 = 912 год). 

После его смерти Великим князем Киевским стал князь Игорь, сын Рюрика, которому в ту пору уже исполнился 31 год. Олега недаром наряду с Рюриком называют основателем русского государства: он оставил после себя обширные владения, простиравшиеся от Черноморского побережья на юге до Ладоги и Белого озера на севере и от Мурома на востоке до Турова на западе.

http://russian7.ru/post/kakie-plemena-sluzhili-v-voyske-veshhego/ 

Итак, к 10-му Веку название «Русь» стала применима уже ко всем землям Государства.

Тем не менее город с названием Старая Русса основан в 1015 году в Новгородской альма -матер , южнее Ильмень Озера, и происходит от гидронима — реки Порусья (которая в древности называлась — Руса). Имя реки, в свою очередь, осталось от пришедших балтийских славянских племен -ободритов и поморян.

 

Русские

Около 905 года издан «Раффельштеттенский таможенный устав», для взимания торговых пошлин с купцов от ругов и богемов (чехов), желающих торговать в Баварской Восточной марке на Дунае.

Современный историк и филолог А. В. Назаренко считает, что ругами здесь именовались купцы из Киевской Руси.

Первое письменное упоминание термина «Росия» (греч. Ρωσία) датировано серединой Х века. Он встречается в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» и «Об управлении империей» как греческое название Руси. 

Еще одно подтверждение прямого отождествления ругов и руссов содержится в рассказе ряда современных событиям источников, повествующих о крещении княгини руссов или ругов Елены (имя Ольги в крещении) и миссии на Русь Адальберта в 961-962 гг.

В «Продолжении хроники Регино из Прюма» Адальберта Магдебургского, в повествовании о миссии епископа Адальберта в 961—962 годах в Киев, Княгиня Ольга называется королевой ругов (reginae Rugorum) и русичи неоднократно именуются ругами.

В 968 г. Адальберт стал главой вновь утвержденного Магдебургского архиепископства, созданного для проведения христианизации балтийских славян, в связи с чем напоминается о его миссии «к ругам» .

Ключевой фразой в доказательной базе возникновения понятия руги/русы как политонима, является фрагмент Раффельштеттенского таможенного устава (начало X в.), поскольку данный источник составлялся не учеными монахами, а маркграфом Арибоном и судьями для сборщиков дани, а, следовательно, должен был апеллировать общеизвестными понятиями. Таможенный устав содержит фразу: «славяне приходят от ругов или богемов»

В Х веке в Священной Римской империи уже очень хорошо знали балтийских ругов-русов, поскольку они помогали Оттону I (император 962-973 гг.) в борьбе против восставших славянских племен. Именно благодаря помощи со стороны этого племени было подавлено восстание континентальных славянских племен, причем, как сообщается в одном документе, были покорены все племена, жившие у моря «против Руси» . Ибн-Якуб пишет: «И главнейшие из племен севера говорят по-славянски, потому что смешались с ними, как например племена ал-Тршкин и Анклий и Баджанакиа и Русы и Хазары» ,  при этом имена варягов-славян зачастую были как скандинавскими так и славянскими.

При этом веру отцов отдавали нелегко. Когда в 988 г. Владимир насильно ввел христианство, а старых идолов приказал свергнуть в Днепр, то целый эскорт провожал деревянного Перуна до этих мест, до Порогов, где возникло потом село Перуново.

К началу XI в. все скандинавы должны были бы уже говорить по-славянски. И Сменить язык с древнего неславянского (германского, кельтского?) на славянский при смешении с пришлым населением они могли бы именно на острове Рюген, где, как уже говорилось выше, произошло «наложение» славянского населения на автохтонное, что подтверждается археологическими исследованиями.

Английский священник Роджер в своей «Хронике» конца XII века, описывая события в Англии в 1-й половине XI века, пишет об Эдварде Изгнаннике: «бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией».

В комментарии к так называемым «Законам Эдуарда Исповедника», якобы утвержденным Вильгельмом Завоевателем в 1070 г., который сохранился в разных списках этих законов, а также в «Хронике» Роджера из Ховедена (ум. 1201), сказано, что «у этого вышеназванного Эдмунда был некий сын, которого звали Эдуард; он по смерти отца, страшась короля Канута, бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией. Король этой земли, по имени Малесклод, когда услышал и понял, кто он, с честью принял его» . В приведенном тексте важно прямое отождествление Ругии и Русии (независимо от того, имеется в виду Балтийская или же Киевская Русь), представление о том, что это одно и то же различно записываемое на бумаге наименование.

По мнению А.В. Соловьева , в изложении этого события Роджер из Ховедена близок к Адаму Бременскому, писавшему: «Брат Этельреда (Adelradi) Эдмунд, муж доблестный, ради победителя был умерщвлен ядом; дети его были осуждены на изгнание в Руси (in Russiam)». 

Сведения о ругах (как жителях Руси) проникли также во Францию в связи с женитьбой французского короля Генриха I на Анне (1051 г.), дочери Ярослава Мудрого. Сообщая об этой свадьбе, Гийом Жюмьежский, автор истории норманнов, писал, что Генрих женился на дочери короля ругов. Некоторые авторы (Г. Ловмяньский) предполагают, что эти сведения были получены им из окружения Анны.

Уже повествуя о битве с эстами-сосолами весной 1061 г., новгородский летописец ставит знак равенства между новгородцами и русскими: «И изидоша противу им плесковице и новгородци на сечю, и паде Руси 1000, а Сосол бещисла» . 

Трудно сказать, с какого именно момента появились «русские», само слово меняло смысл и нарицательным существительным стало после субстантивации прилагательного. До субстантивации были «русин» (-ин суффикс принадлежности чему-то, кому-то: челядин, простолюдин, господин, барин, татарин, фрязин, кыянин, смолянин, москвин) и (впервые в «Словѣ о пълкѹ игоревѣ. игорѧ сына свѧтъславлѧ. внѹка ольгова», 1185 г.) «русичь» (-ич патронимический суффикс родства: кривич, дрегович, княжич, попович, Рюрикович, Кончакович, Карагеоржич).

«Русином» новгородский житель именуется и в договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом, заключенном в 1191 или 1192 г.

Русь греки называли — Росия, латиняне — Руссланд, Руссия, Рутения, норманы — Гардарика.

М.Н. Тихомиров, анализируя русские летописные источники, пришел к выводу, что в XII- XIII в. «Наряду с термином «Русь» как обозначением определенной территории, употреблялось другое, более широкое понятие «Русской земли» в применении ко всем восточнославянским землям, входившим в состав Киевского государства» .

На территории Москвы (основана в 1147 году) жили словене, вятичи и меря :

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/33/Oksko-Werkhnevolzsky_chetyrekhugolnik.jpg  

К моменту основания Москвы они уже назывались Русью, русинами.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Этимология_ойконима_«Москва»  -версии происхождения ойконима «Москва».

В кириллической записи слово «Росия» (Рѡсїѧ) было впервые употреблено 24 апреля 1387 года в титуле митрополита Киприана, собственноручно подписавшегося как «митрополит Кыевскый и всея Росия». В XV—XVI вв. эллинизированное название «Росия» закрепилось за русскими землями, которые были объединены в единое государство под началом Московского княжества. 

Официальный статус оно приобрело после венчания Ивана IV на царство в 1547 году, когда государство стало называться Российским царством. Современное написание слова — с двумя буквами «С» — появилось с середины XVII века и окончательно закрепилось при Петре I.

 

 

Автор

    Оранжевое настроение

    Источник: sports.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Спортивная жизнь
Добавить комментарий