Между Пакистаном и Индией. «Реал Кашмир» – слава и честь раздираемого войной региона

Кашмир — спорный регион между Пакистаном и Индией, печально известен насилием, враждой, жестокостью и непримиримостью. При этом Кашмир по-прежнему является одним из самых красивых регионов мира. Он привлекает тысячи туристов-экстремалов, которые жаждут окунуться в мир беззакония и анархии, царящих здесь. 

За три дня до нового года, после ничьей 1:1 против «Ист Бенгал», «Реал Кашмир» поднялся на вершину турнирной таблицы I-Лиги. В то же время, в результате военных инцидентов по обе стороны от индийско-пакистанской границы погибло 495 человек. Впервые за всю историю региона местный футбольный клуб поднялся на вершину таблицы национального первенства. Это был повод для праздника; островок счастья в море безысходности и смерти.

«Реал Кашмир» был основан лишь в 2016 году, но уже достиг по местным меркам большого прогресса. Год от года клуб поднимается по турнирной пирамиде, стремясь к вершине. Философия «Реала» очень незаурядна – вызывать у людей положительные эмоции и популяризировать футбол.

Всё началось в конце XIX века. Тиндейл Биско, британский учёный и миссионер, приехал сюда с горячих равнин Мумбаи. Биско родился в Оксфорде и основал знаменитую миссионерскую школу в Сринагаре. Как истинный англичанин он считал футбол символом мужественности, к тому же в родной стране наблюдался рост футбольного профессионализма. Академические идеи, которые Биско прививал в своей школе, тесно связаны с интеллектом и мудростью, силой и характером. Крепкое физическое здоровье было едва ли не основной целью обучения ребёнка. Футбол же считался особенно важным. Позже Биско построил ещё шесть подобных школ, поэтому все корни кашмирского футбола ведут в эти учебные заведения, к Тиндейлу Биско.

Сесил Тиндейл Биско

Вскоре на пути к воплощению своих идей у британца возникло препятствие. В те дни браминам не позволительно было никоим образом нарушать свои религиозные убеждения. Поскольку подавляющее большинство учеников были именно браминами, приучить их к футболу было нелёгкой задачей и частенько приходилось сталкиваться с их негодованием. Но Тиндейл не отступал от задуманного, поэтому лично следил за тем, чтобы дети играли в футбол. Однажды мяч попал одному брамину по лицу, коснувшись области рта. У браминов это было запретом, которого Биско не понимал, но увидев панику на лицах других учеников — смекнул, что произошло нечто ужасное и тотчас приказал пострадавшему принять ванну в реке Джелам, чтобы очиститься от греха.

Биско был умён, а футбол сделал его популярным в Кашмире. В отличие от крикета, для игры в который требовалось современное оборудование, футболу просто нужен был круглый мяч. В результате люди поняли, что игра эта безобидна и весьма увлекательна. Так футбол получил одобрение масс.

В 1925 году на престол княжества Джамму и Кашмир взошёл последний его правитель Хари Сингх – большой поклонник игры с мячом. В своё время будущий правитель принимал участие в «Золотом кубке Махараджи». Он позаботился о том, чтобы школы и колледжи играли в футбол, а также включил игру в учебную программу всех школ Кашмира. Стали появляться первые клубы, среди которых ФК «Фрэндс», «Сулиман клаб оф Далгейт» и клуб полиции J&K. Команда колледжа Шри Пратап стала первой, сыгравшей за границей, приняв участие в турнире в индийской Равалпинде (сейчас Пакистан).

Хари Сингх — последний Махараджа княжества Джамму и Кашмир

В 1947 году в княжестве разгорелся политический кризис с целью свержения действующего строя и Хари Сингх предстал перед нелёгким выбором между присоединением к Индии или присоединением к Пакистану. Нужно сказать, что Хари Сингх, был сторонником полной независимости (на тот момент Джамму и Кашмир было туземным княжеством, которое де-юре не являлось частью Британской Индии, но де-факто контролировалось британским правительством). Однако, после вторжения пакистанских сил, Махараджа понял, что в одиночку ему не справиться и присоединился к индийскому союзу. В книге Бертона Стейна об истории Индии говорится, что население Кашмира состояло из 77% мусульман и 20% индуистов. Поэтому подавляющее большинство населения поддерживало притязания Пакистана на земли Кашмира. Как многим известно, этот конфликт продолжается и по сей день.

К 1966 году, на фоне вооруженного конфликта, была создана Футбольная ассоциация Джамму и Кашмира. С середины 1970-х до конца 1980-х в составе национальной сборной сыграли 19 местных игроков. За этот период Кашмир принял несколько значимых финалов первенств национального и юношеского масштаба. 

Абдул Маджид Какру был кашмирским первопроходцем в национальной команде. В 1987 году он поднимет над головой Кубок Неру в качестве капитана сборной Индии. На самом пике Абдулу пришлось прервать свою футбольную карьеру из-за опасности расстаться с жизнью. Радикальные группировки Кашмира, поддерживающие Пакистан, не оставляли форварда в покое, регулярно угрожая ему расправой. 

Абдул Маджид Какру

Какру был игроком, благодаря которому кашмирский футбол стал активно развиваться и восприниматься в локальном индийском мирке всерьёз. В начале 1970-х годов, сын продавца овощей в полночь приходил на центральную площадь Сринагара, где под единственным уличным фонарём гонял самодельный мяч с двумя десятками парней. Так начиналась футбольная жизнь одного из величайших игроков Индии. От заработной платы в 180 рупий в месяц до самого высокооплачиваемого игрока в стране. Абдул прошёл непродолжительный, но тернистый и славный путь. Благодаря ему в Кашмире футбол стал популярнее крикета. Его долго не вызывали в национальную сборную, сомневаясь в его способностях играть левой ногой, но что делает из великого человека действительно великого? Упорство. Для Абдула это стало вызовом, который он с честью преодолел, отрабатывая на тренировках удары левой ногой, и чтобы не возникало желания играть правой, клал в обувь камень. 

Усердие и трудолюбие помогли ему стать самым результативным форвардом своего времени, выиграть кубок Индии, дойти со своим первым клубом ДТК до четвертьфинала кубка Дюрана, а позже поиграть в «Ист Бенгал» и «Мохун Баган». Наконец, получить вызов в сборную и стать её лидером. Его именем названа трибуна «Тёрф Граунд» в Сринагаре, на котором проводит свои матчи «Реал». Какру бросил играть в 25-летнем возрасте, но он не бросил футбол. Сегодня Абдул тренирует команду корпорации Power Development.

Наводнение в Кашмире

С 1987 года в Кашмире стало не до футбола. Вспыхнула с новой силой гражданская война, которая затянулась на долгие десятилетия. А в 2014 году в регион пришла новая беда. Растерзанный штат добило разрушительное наводнение. Сотни людей погибли только в городе Сринагар. Случилась гуманитарная катастрофа. Какой же здесь футбол?

 

Шамим Мерадж – один из тех, кто стал возрождать «игру миллионов» в Кашмире, вспоминает: 

«Гостиница будущих соучредителей «Реала» была уничтожена стихией. В этом беспорядке мы увидели, что слишком много мальчиков просто бездельничают. Тогда мы приобрели тысячу мячей и стали их раздавать мальчишкам бесплатно, а потом я подкинул идею создания небольшой футбольной команды Сандипу [совладельцу], и он согласился.»

 

Сандип Чату говорит, что наводнения послужили толчком к основанию клуба, но у «Реала» было больше проблем, чем одно только политическое положение. Второй трудностью стало отсутствие инфраструктуры.

«Мы должны были тренироваться в невероятных местах, в том числе в доме нашего друга. Отсутствие инфраструктуры – это самое большое препятствие. Это неопределённость.»

 

Потребовалось два года, чтобы получить разрешение называть себя «клубом». Официально «Реал Кашмир» был основан в 2016 году и начал соревноваться во втором эшелоне I-Лиги. Но это большая нагрузка на финансы владельцев и бедную инфраструктуру. Тогда спонсоры, друзья и семья Мераджа придумали систему пожертвований, чтобы клуб продолжал развиваться, и поднимался вверх по таблице. 

Мерадж уверен, что жизнь в Кашмире не так ужасна, как может показаться. Благодаря действиям нескольких человек и одного футбольного мяча можно полностью изменить имидж региона. 

«Если кашмирский мусульманин и кашмирский пандит могут собраться вместе и принести радость, это показывает, что все возможно. Любовь народа, оказанная нам, беспрецедентна. До сих пор Кашмир был известен озером Дал, яблоками, вазваном и изделиями кустарного промысла, но теперь он известен ещё и футболом. Наша цель — чтобы успех был нормой, а не аберрацией. Мы не хотим быть чудом на один год. Мы хотим быть как «Барселона» для Испании, а «Манчестер Юнайтед» для Англии.»

 

В прошлом сезоне целых 17 игроков из обоймы в 28 человек представляли Кашмир. Каждый со своей уникальной историей. У них нет такого графика, как у профессиональных спортсменов из других клубов. Некоторые из них являются студентами, другие работают полный рабочий день, но под руководством Дэвида Робертсона они стали настоящей командой, способной взламывать оборону любого соперника в чемпионате.

Дэвид Робертсон

Робертсон в прошлом левый защитник «Рейнджерс», выигрывавший шотландский чемпионат в течение шести сезонов подряд в девяностые, на протяжении 20-летней карьеры поиграл так же за «Лидс» и «Абердин», провёл три встречи за национальную команду и руководил «Элгин Сити», «Монтроуз» и «Финикс» в Соединенных Штатах. Он говорит, что интерес к футболу здесь настолько велик, что местные дети теперь мечтают играть за родной «Реал»:

«Сейчас все в эйфории от того, что мы в I-Лиге. «Мохун Баган» и «Черчилль» приедут сюда, в Кашмир. Мы осознаём это. У нас много молодёжи, мечтающей играть в футболке «Реала» по ТВ. Клуб открыл двери многим местным талантам»

 

Кажется, в клубе царит аура единства и равенства. Здесь верят в то, что благодаря футболу можно объединить стороны конфликта, примирить и усадить, если не за стол переговоров, то на соседние кресла трибун. Сейчас «Тёрф Граунд» вмещает 15 тысяч человек, но на игры приезжает в среднем больше двадцати. Один раз на игру прибыло в 6 раз больше зрителей, чем вмещает арена. Естественно, все попасть не смогли, но как красноречиво это говорит о популярности клуба. Это говорит о том, что независимо от того, насколько долина разделена по религии, расе и политике, есть вещь, которая всегда объединит людей — футбол.

 

***

При подготовке использованы материалы: Real Kashmir FC | The Rhodesian Soldier | Kashmir Narrator | Channi Anand | The Press and Journal | Kaustabh Pandey | The Sunday Gurdian Live | The Bridge

Автор

    Михаил Мальчевский

    Источник: sports.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Спортивная жизнь
Добавить комментарий