Существует ли конкуренция между спортивными клубами из одного города?
Одним из факторов успешного развития спортивного клуба является его коммерческая составляющая: клубам важны посещаемость их матчей, продажа атрибутики и общий уровень интереса к команде. Команды постоянно борются за болельщиков. В то же время логично предположить, что больший поток выручки для нетоповых клубов генерируют не все болельщики, а именно местные жители: они предъявляют более высокий спрос — покупают билеты, абонементы, как правило, чаще покупают атрибутику — именно за их интерес и борются клубы из одного города. Конкуренция формируется из-за денежных и временных ограничений болельщика: невозможно ходить на все матчи, поскольку, как правило, не все миллионеры и даже у миллионеров лишь 24 часа в сутках.
Ярким примером борьбы за болельщиков может являться Лос-Анджелес, представленный своими клубами во всех топовых спортивных лигах: Кингс — в хоккее, Доджерс — в бейсболе, Гэлакси — в соккере, Рэмс и Чарджерс — в футболе, Лейкерс и Клипперс — в баскетболе. Так, например, в ночь с 28 на 29 октября 2018 года в городе прошли матчи 5 из 7 данных команд.
«Стейплз центр» переоборудовали за пару часов с хоккея на баскетбол. На видео представлен пример такой трансформации спортивной арены.
Конкуренция за болельщиков может проявляться как в борьбе за суперзвезд в своих видах спорта, которые привлекают новых фанатов на стадионы, так и в улучшении маркетинговой составляющей. Например, владелец Лос-Анджелес Клипперс — клуба, который наиболее остро ощущает на себе эту конкуренцию, вкладывает деньги в новые интерактивные формы просмотров матчей.
Стоит отметить, что ситуация, в которой игры большого количества клубов в городе пересекаются, является редкой. В американской практике для максимизации потенциальной посещаемости принято по возможности проводить соревнования в разное время года: так, чемпионат МЛБ проходит с апреля по ноябрь, НФЛ с сентября по февраль, НБА и НХЛ с октября по июнь.
Существуют и успешные примеры единого управления городскими командами, например, в Торонто. Успешность данной практики заключается даже не в каких-либо ярких коллаборациях между командами (например, в Чикаго спортивный альянс решает в том числе социальные задачи), а во внутренних процессах — грамотном управлении, едином техническом оснащении, что позволяет экономить и более эффективно использовать арены.
Возможное существование конкуренции местных клубов за болельщиков в российских реалиях послужило мотивацией для написания данного-мини исследования.В нем рассмотрены 13 городов, где присутствует, как минимум, 1 футбольный клуб (либо из РПЛ, либо из ФНЛ), а также либо хоккейный клуб из КХЛ, либо баскетбольный из лиги ВТБ.
Сложность подобного рода исследований — найти объективное измерение популярности клуба в регионе. В качестве индикаторов популярности были выбраны следующие два:
-
Посещаемость матчей. Преимуществами подхода является то, что он показывает интерес к клубу, который выражается в готовности болельщика платить. В качестве недостатков можно выделить: зависимость от уровня организации спортивных мероприятий, а также внешних факторов (например, день и место проведения матча
Количество подписчиков в социальных сетях. Показывает общий интерес к клубу вне зависимости от доходов человека, но также зависит от посторонних факторов,например, насколько активно и качественно клуб ведет свою страничку в соцсетях
Посмотрим на текущий баланс сил. Для отображения реальной картины посещаемости взяты абсолютные значения посещаемости домашних матчей всех команд. Помимо этого отобрано количество “местных” (пользователей, указавших в качестве места проживания город нахождения команды) подписчиков официальной группы каждого клуба в социальной сети ВКонтакте.
В российском спорте есть отличный способ проверить, влияет ли на посещаемость других видов спорта конкуренция с футболом — это зимняя пауза. Премьер-лига ушла на перерыв в этом сезоне 9 декабря, ФНЛ — 24 ноября. Для тех же городов было рассмотрено, влияет ли на посещаемость хоккея перерыв в футбольном сезоне. Результаты будут представлены в модели 1 — “После зимней паузы”.
Однако, как мы знаем, на посещаемость футбола влияет в России и природный фактор — температура воздуха. Как недавно заявил президент Урала в своем интервью: «Ну раз невозможно (играть в манеже — прим.ред) — значит, не ждите уральского болельщика на стадионе в декабре или в марте. Ему на хоккее лучше. Там тепло, уютно»
Для этого в модели 2 — “После наступления холодов” сдвинем горизонт сравнения с начала зимней паузы на начало ноября (во всех рассмотренных городах, за исключением Краснодара, в это время средняя температура воздуха от +5 и ниже, делает поход на футбольный стадион не таким комфортным). Для двух моделей получаем следующие результаты.
Из первой модели следует, что для московских хоккейных клубов после наступления зимней паузы в РПЛ наблюдается рост средней посещаемости на 20%, в Ярославле на 5%, в Сочи на 16%, а во Владивостоке на целые 30%.
Возможным объяснением для Москвы и Сочи может быть концовка регулярного сезона. Адмирал (команда из Владивостока — прим.ред) после наступления «зимней паузы» стал лучше играть дома (до этого 2 победы в 10 матчах), что, возможно, вернуло веру болельщиков в команду. Снижение для Хабаровска и Новосибирска может быть связано со слабыми результатами клубов в сезоне. Для остальных городов этот показатель колеблется около нуля.
Вторая модель дает похожие результаты, что может говорить о том, что дело не в конкуренции команд за зрителей, а в погодных условиях — часть людей, посещающих футбол, начинает предпочитать с наступлением холодов посещение хоккейных арен.
На данном этапе можно сделать вывод, что дело все-таки не в каком-то особенном интересе населения к футболу из-за чего с наступлением зимней паузы население переходит на хоккей, а всё же в погодных факторах. Таким образом, футбол никак не конкурирует за болельщиков с хоккеем.
Данный вывод подтверждает и тот факт, что не произошло обратного “перетока” людей с хоккея на футбол в начале марта с возобновлением сезона РПЛ. Возможным объяснением является начало плей-офф в КХЛ, которое привлекает полные арены болельщиков из-за решающего характера каждого матча.
Отдельно для изучения данной темы стоит рассмотреть ситуации, когда в один день в городе проходит несколько спортивных событий. Таких в выборке набралось 15 случаев (Москва исключена из выборки в связи с наличием нескольких футбольных/хоккейных клубов, например, игра футбольного Динамо, как кажется, не должна влиять на потенциальных зрителей хоккейного Спартака).
В 7 случаях не наблюдается прироста посещаемости одного клуба в ущерб посещаемости другого (либо оба ниже среднего собрали, либо чуть выше — сонаправленное движение).
В остальных 8 случаях (представлены в таблице) посещаемость одного из видов спорта была выше средней, в то время как другого – ниже. Запись вида “1:0” означает, что вид спорта, указанный в строке, “переманил” болельщиков с матча другого вида, который указан в столбце.
В 4 случаях “переток” происходил с футбола на хоккей: в сентябре в Екатеринбурге, в октябре в Ярославле, в ноябре в Казани и Новосибирске.
Оба случая перетока с футбола на баскетбол были зафиксированы в Краснодаре, а в случае хоккея и баскетбола — в Санкт-Петербурге.
Данное мини-исследование само по себе имеет ряд ограничений (например, отсутствие “полевых” данных — идеально было бы поговорить с каждым болельщиком о причинах выбора того или иного спортивного мероприятия), но позволяет получить следующие выводы о конкуренции клубов за зрителей:
В России существует “переток” болельщиков с футбола на хоккей, вызванный, в первую очередь, климатическими факторами.
Установить обратное на данный момент с использованием текущих данных и моделей не является возможным.
Более чем в половине случаев, если игры происходят в одном городе в один день, между клубами происходит неявная конкуренция за зрителей, в которой, как правило, выигрывают хоккейные клубы.
Буду рад любым комментариям, а также идеям для новых исследований, как данной области, так и любых тем, связанных со спортом и его влиянием на городскую/региональную экономику.
Редактор: Арсений Столяров
Использованы фото:
Официальная страница ХК “Автомобилист” в VK
Официальная страница ФК “Урал” в VK
Автор