Терминология и эволюция позиций в аргентинском футболе

Всё пошло ещё с тех времён, когда персональных номеров не было, и футболки выдавались, преимущественно, в соответствии с позицией, которую игрок должен занять на поле. Как и во всём мире, в Аргентине сейчас номера произвольные, по желанию игроков, однако традиция столь сильна, что до сих многие позиции и функции называют, обозначают по «старым» номерам.

Итак, поехали. Номер 1 (numero uno, uno, номер 1, уно) — разумеется, вратарь.

2 (dos, дос) — правый центральный защитник, стоппер. Защитник, в меру своих характеристик агрессивно идущий в отбор, умело играющий 1 в 1. Общепризнанно лучшим вторым номером в истории аргентинского футбола считается Роберто Перфумо. Единственный маленький недостаток — Перфумо не был (как, например, другая двойка — Роберто Айала) монстром игры на «втором этаже», в остальном это был бог обороны и лучший из всех, кого я только видел, по отбору мяча в ситуациях 1 на 1. В лучшие годы «Маршала» его не мог пройти никто.

 

3 (tres, трес) и 4 (cuatro, куатро/кватро) — соответственно, левый и правый крайние защитники. Безусловно лучшими на позиции в истории аргентинского футбола были: Сильвио Марсолини (вроде аргентинского Мальдини — очень надёжный защитник и одновременно достаточно техничный для хорошего поддержания атакующих действий) и хорошо всем известный Хавьер Дзанетти — возможно, лучший дриблёр среди защитников в истории (недаром его кумиром был Эль Дьего).

Yo jugaba de tres = я был левым защитником/я играл на позиции левого защитника (и т.д., в зависимости от номера).

5 (cinco, синко) — опорный полузащитник. В давние и золотые времена аргентинского футбола (30-ые, особенно 40-ые, часть 50-х) позиция называлась сентрохас (centrojas). Часть функций современного опорного полузащитника по своим секторам брали номера 3 и 4, а 5 был чистым центральным полузащитником и управлял игрой команды в стадии развития атак.

Наиболее известной пятёркой из тех времён является Нестор «Пипо» Росси. Росси отлично раздавал как короткие передачи низом, так и длинные верхом, а также руководил игрой и постоянными криками-подсказками партнёрам. На редких кадрах кинохроники аргентинского футбола тех лет можно увидеть, как он участвует в розыгрыше мяча (на 2:28, если точно) у чужой штрафной, что подтверждает более свободную и атакующую роль — современных «пятёрок» там почти никогда и не увидишь.

Хотя можно было регулярно видеть Редондо. Именно он является абсолютно идеальным примером, какими были классические аргентинские «пятёрки» и какими в принципе они быть должны. Близок по мастерству к нему был Клаудио Мараньони из великого «Индепендьенте»-1984.

Считается, и весьма резонно, что к снижению качества игры и смотрибельности аргентинского футбола привёл массовый переход на добле-синко (т.е. игру в два опорника) в 2000-ые, причём синко эти обычно были не редондовского, а маскеранного типа. Одновременно игра стала предельно «боевой» и сложной.

6 (seis, сейс) — левый центральный защитник, либеро. Игрок, действующий больше на подстраховке, и одновременно достаточно мастеровитый для периодических подключений к атакам. Бесспорным №1 здесь является Даниэль Пассарелла, один из величайших аргентинских футболистов в принципе.

Разумеется, деление было весьма условным и во времена разделения функций на стоппера/либеро, часто центральные защитники менялись ролями. В знаменитой связке «Расинга» Перфумо-Басиле (в обратном порядке на первом фото) Басиле чаще выходил для выноса головой верховых забросов, да и в отбор, зачастую, вступал не реже, так что на подстраховке, в роли либеро, часто оставался Перфумо. При этом (при приблизительно равных технических качествах) к атакам, по классике, чаще подключался шестой номер — Басиле.

А вот в 78-м и 86-м, в сборных, бравших Кубок Мира, распределение ролей просматривалось явно: стоппер Луис Гальван при либеро Пассарелле и стоппер Оскар Руджери при либеро Хосе Луисе «Тате» Брауне.

Далее идёт группа атаки, в классическом варианте выглядевшая так: 7 (siete, сьете) — правый вингер, 8 (ocho, очо) — правый инсайд, 9 (nueve, нуэве) — центральный нападающий, 10 (diez, дьес) — левый инсайд, 11 (once, онсе) — левый вингер.

Со временем роли несколько изменились — как и с «пятёрками», все изменения происходят к приданию несколько более высокой важности обороне. Так, «восьмёрка» стала центральным полузащитником типа box-to-box, как говорят англичане, хотя обычно с большим упором всё же на действия атакующие и созидание; кроме того, многие восьмёрки обладали очень хорошим ударом со средних и дальних дистанций — например, Мигель Анхель Бриндиси («Уракан», «Бока»), Хуан Хосе Лопес («Ривер»).

Ну а про десятку и так всем хорошо известно — самый креативный и/или талантливый игрок команды, нередко левша (хотя и не обязательно); обычно играл, разумеется, в более атакующей манере и левее, как Бабингтон в «Уракане», в то время как большинство восьмёрок были правоногими и действовали, преимущественно, правее от центра.

Весьма интересен вопрос, почему именно так произошло, ведь изначально роли правого и левого инсайда различались только стороной. Это наследие, возможно, величайшей команды в истории аргентинского футбола — риверовской Ла Макины (La Maquina, «Машина»). В то время, как справа играл более полифункциональный Хосе Мануэль Морено, один из двух-трёх лучших футболистов в истории Аргентины, слева действовал более утончённый и заточенный на атаку Адольфо Педернера — хотя он, подобно Морено, также мог играть по всему полю (манера, которую с успехом перенял у маэстрос Альфредо Ди Стефано и стал одним из величайших), у Педернеры был неутомимый вингер Феликс Лоустау (Лусто), который начинал «тройкой» и мог вспахать всё поле, в том числе без проблем прикрывал спину Адольфо, если требовалась, у Морено же справа играли Хуан Карлос Муньос или Аристобуло Деамбросси, действовавшие больше как классические вингеры, без такой большой отработки в оборону, как у Лусто.

Таким образом, как по собственным характеристикам, так и характеристикам соседнего крайнего нападающего, правый инсайд Морено больше помогал при обороне, а левый инсайд Педернера — меньше. Благодаря феноменальной успешности, игровая модель и расстановка распространилась не только в Аргентине, но и в других южноамериканских странах, куда приезжали и обучали своему футболу лучшие аргентинские игроки. В самой же Аргентине, пускай и в несколько модифицированном виде, схема встречалась сплошь и рядом вплоть до относительно недавних времён и появления принципиально других расстановок.

А вот вся вышеуказанная терминология применяется активно и до сих пор, вне зависимости от тактических схем, кроме, разве что, вингерских номеров (редко встречается) и вратаря, с особенностями которого и так всё ясно. А так все знают, что 9 (нуэве) — это ударный центральный нападающий. Когда вингеров нет (одним из первых от их позиций отказался Билардо), второй нападающий (при девятке) нередко имеет на спине цифру 7 или 11. Но далеко не обязательно, конечно. При том, что нынче игроки могут иметь совершенно произвольные номера, про правого центрального защитника (под номером 19) команды Икс всё равно могут сказать «какой хороший/как плох второй номер у команды Икс!»

А абсолютную классику данной терминологии, полное соответствие функций можно наблюдать, например, у Сесара Луиса Менотти в 1978-м. При том, что тогда номера были розданы по алфавиту, во избежание споров и конфликтов по данному поводу, совершенно очевидно, например в финале, что: Фильоль — 1, Гальван — 2, Пассарелла — 6, Ольгин — 4, Тарантини — 3, Гашего — 5, Ардилес — 8, Кемпес — 10, Бертони — 7, Луке — 9, Ортис — 11.

Автор

    El Gran Capitan

    Источник: sports.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Спортивная жизнь
Добавить комментарий